Миграция учителей и ее влияние на экономическую безопасность Калининградской области

Авторы

  • Ксения Юрьевна Волошенко Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, ул. Александра Невского, д. 14, 236008
  • Анна Валентиновна Лялина Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, ул. Александра Невского, д. 14, 236008
  • Лидия Геннадьевна Гуменюк Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, ул. Александра Невского, д. 14, 236008

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu07.2024.102

Аннотация

Калининградская область входит в число субъектов РФ с высоким миграционным приростом. По итогам 2021 г. регион занял пятое место в топ-10 по величине миграционного сальдо после г. Севастополь, Калужской и Ленинградской областей, Республики Адыгея. При этом профессионально-возрастная структура мигрантов в полной мере не отвечает потребностям рынка труда, несмотря на достаточно активную политику региона по привлечению и перераспределению кадров. В сфере образования Калининградской области относительно стабильный приток учителей из числа мигрантов с учетом собственной подготовки кадров пока не дают полного замещения кадров в отрасли. Научную проблему с позиций экономической безопасности составляют вопросы как масштабов миграции учителей, соответствия их квалификации и предметной специализации потребностям, особенностей распределения мигрантов в границах региона, так и эффективности действующих мер поддержки переезда. На основе результатов проведенных авторами летом 2022 г. полуструктурированных биографических интервью с учителями, переехавшими в Калининградскую область, а также директорами школ, анализируется восприятие ими факторов и ограничений профессиональной миграции, мер поддержки переезда, особенностей и сложностей адаптации в регионе. Выявляются преобладающие стратегии миграции учителей в Калининградскую область, определяющие основные сценарии возможного изменения ее масштабов с учетом географии регионов-доноров и изменения мер поддержки. С использованием методов ситуационного прогнозирования по сценариям рассчитываются показатели движения кадров в сфере общего образования с учетом притока мигрантов и выявляется потребность в учителях. На этой основе оцениваются достигаемые уровни экономической безопасности. Выявлено, что обеспечение экономической безопасности эксклава в сфере образования в условиях роста миграции возможно только при реализации активных мер развития и использования внутреннего кадрового потенциала. Это касается не столько подготовки кадров, сколько роста трудоустройства и закрепления специалистов, а также целевого привлечения и адаптации учителей из регионов России.

Ключевые слова:

экономическая безопасность, миграция учителей, межрегиональная миграция, стратегии миграции, ситуационное прогнозирование и моделирование, Калининградская область

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Абалкин, Л. И. (1994). Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. Вопросы экономики, 12, 4-13.

Алимова, Н. К. (2008). Анализ структуры благотворителей как база для разработки модели экономической безопасности организации. Вестник университета, Государственный университет управления, 6(44), 173-174.

Банк, С. В. (2020). Экономическая безопасность образовательных организаций как важная составляющая экономической безопасности государства. Russian Journal of Management, 8(2), 46-50. https://doi.org/10.29039/2409-6024-2020-8-2-46-50.

Белый, Е. М., Романова, И. Б. (2014). Экономическая безопасность высшего учебного заведения. Фундаментальные исследования, 5(4), 806-809.

Волошенко, К. Ю. (2021). Экономическая безопасность приграничного региона. Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта.

Волошенко, К. Ю., Витко, Н. В. (2023а). Общественно-географический подход к обоснованию границ экономической безопасности приграничного региона. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, Сер. Естественные и медицинские науки, 1, 5-22, doi: 10.5922/gikbfu-2023-1-1.

Волошенко, К. Ю., Лялина, А. В., Фарафонова, Ю. Ю., Новикова, А. А. (2023б). Профессиональные факторы и механизмы привлечения в Калининградскую область мигрантов из регионов России. Регионология, 31(1), 143-165. doi: https://doi.org/10.15507/2413-1407.122.031.202301.143-165.

Воробьева, О. Д. (2011). Рынок труда и миграция. Миграционный барометр в Российской Федерации. М.: Макс Пресс.

Гутарин, М. М. (2021). Проблемы современной школы: размышления по результатам педагогической практики. Научное обозрение. Педагогические науки, 1, 88-92.

Казанцев, С. В. (2016). Угрозы и защищенность экономики России: опыт оценки. Новосибирск, 2016.

Карачурина, Л. Б. (2007). Роль миграции в демографических процессах. В: Ж. Зайончковская, И. Молодикова, В. Мукомель, под ред. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное уч. пособие. М.: Центр миграционных исследований, 237-259.

Кирсанов, К. А. (2012). Экономическая безопасность образования и образовательных учреждений: проблемы периодизации. Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки, 2, 65-79.

Кондрат, И. Н. (2005). Экономическая безопасность производства образовательных услуг и ее институциональное обеспечение. М.: Издательский дом «ФОРУМ».

Кузнецова, Н. В. (2011). Понятийный анализ кадровой безопасности. Baikal Research Journal, 4, 22.

Лялина, А. В., Волошенко, К. Ю., Новикова, А. А., Фарафонова, Ю. Ю. (2022). Миграционная связанность Калининградской области с другими регионами России в эпоху геополитической турбулентности. В: Глобальные вызовы демографическому развитию: сб. науч. ст., Т.I. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 403-419.

Митяков, Е. С., Митяков, С. Н. (2014). Адаптивный подход к вычислению обобщенного индекса экономической безопасности. Современные проблемы науки и образования, 2, 415-421.

Митяков, С. Н., Митяков, Е. С., Романова, Н. А. (2013). Экономическая безопасность регионов Приволжского федерального округа. Экономика региона, 3, 81-91.

Митяков, С. Н., Лапаев, Д. Н., Митяков, Е. С. [и др.]. (2019). Экономическая безопасность регионов России. Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е. Алексеева.

Митяков, С. Н., Корнилов, Д. А., Митякова, О. И., Рамазанов, С. А. (2021). Актуальные вопросы экономической безопасности отраслей народного хозяйства. Инновации и инвестиции, 2, 225-229.

Пикалова, О. С., Бурмыкина, И. В., Богомолова, А. В. (2021). Социально-экономическое моделирование последствий миграции учителей как инструмент принятия управленческого решения. Общество: социология, психология, педагогика, 12, 52-64. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.7.

Плотников, Н. В. (2016). Экономическая безопасность высшего образования: вопросы теории и методологии. Экономика и управление, 1, 84-89.

Рыбаковский, О. Л., Фадеева, Т. А. (2022). Структурные демографические волны регионов России: предварительный анализ, Уровень жизни населения регионов России, 18(4), 425-438. 10.19181/lsprr.2022.18.4.1

Сенчагов, В. К. (2007). Экономическая безопасность России. Всероссийский экономический журнал ЭКО, 5(395), 2-22.

Татаркин, А. И., Куклин, А. А. (2012). Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона. Экономика региона, 2, 25-39.

Усачева, А. А. (2023). Социальный капитал как фактор, влияющий на миграцию педагогических кадров. На примере общеобразовательных организаций Московской области. Образовательная политика, 1(93), 46-55. 10.22394/2078−838Х−2023−1−46−55.

Федина, Н. В., Бурмыкина, И. В., Катаев, Д. В. и др. (2021). Миграция учителей и выпускников педагогических вузов между регионами: причины, практика, последствия. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Феофилова, Т. Ю. (2014). Теория и методология экономической безопасности в региональном контексте. Сыктывкар: ГОУ ВО КРАГСиУ.

Хорев, А. И., Горковенко, Е. В., Платонова, И. В. (2014). Управление кадровой безопасностью организации. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 11(1), 181-184.

Цыбатов, В. А., Волошенко, К. Ю., Павлов, Л. П. (2016). Программно-аналитический комплекс ситуационного прогнозирования и стратегирования социально-экономического развития Калининградской области. Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2016617454, 06.07.2016.

Чекмарев, В. В. (2012). Экономическая безопасность образования: опыт обобщения постановки проблемы в работах российских ученых. Экономика образования, 4, 104-111.

Чернова, В. В. (2008). Экономическая безопасность системы образования в современных условиях. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 12(68), 474-479.

Щербакова, Е. М. (2022). Динамика населения России в контексте мировых тенденций. Проблемы прогнозирования, 4(193), 78-97. 10.47711/0868-6351-193-78-97.

Яркова, Т. М. (2022а). Современные подходы обеспечения кадровой безопасности организаций в России. Экономика труда, 9(3), 731-742. https://doi.org/10.18334/et.9.3.114425.

Яркова, Т. М. (2022б). Экономическая безопасность высшего образования, ее роль и влияние на безопасность экономики отраслей. Экономическая безопасность, 5(1), 193-208. https://doi.org/10.18334/ecsec.5.1.114358.

Appleton, S., Sives, A., Morgan, W.J. (2006). The impact of international teacher migration on schooling in developing countries—the case of Southern Africa. Globalisation, Societies and Education, 4(1), 121-142. 10.1080/14767720600555194.

Borjas, G. J. (2003). The labor demand curve is downward sloping: reexamining the impact of immigration on the labor market. The Quarterly Journal of Economics, 118, 1335-1374.

Brauch, H.G. (2011). Concepts of Security Threats, Challenges, Vulnerabilities and Risks. In: H. G. Brauch, Ú. O. Spring, C. Mesjasz, J. Grin, P. Kameri-Mbote, B. Chourou, P. Dunay, J. Birkmann, ed., Coping with Global Environmental Change, Disasters and Security. Hexagon Series on Human and Environmental Security and Peace, vol 5. Heidelberg: Springer Berlin, 61-106. https://doi.org/10.1007/978-3-642-17776-7_2.

Brown, B. (2008). Teacher migration impact: A Review in the context of quality education provision and teacher training in higher education in Southern Africa. South African Journal of Higher Education, 22(2). https://doi.org/10.4314/sajhe.v22i2.25786.

Buzan, B. (1991). People, states, and fear - the national security problem in international relations. Brighton: Wheatsheaf Books Ltd.

Chellaraj, G., Maskus, K., Mattoo A. (2008). The contribution of international graduate students to US innovation. Review of International Economics, 16(3), 444-462. 10.1111/j.1467-9396.2007.00714.x.

Co, V. C. L., Nat, E. B. (2014). The consequences of international migration of teachers from a developing country. International Journal of Education and Research, 2(8), 221-236.

Demirtaş, G., & Yüksel Çakırca, Ş. (2019). The effect of international migration on foreign trade: an empirical analysis for Turkey. Siyasal: Journal of Political Sciences, 28(2), 141-163. https://doi.org/10.26650/siyasal.2019.28.2.0055.

Donlevy, V., Meierkord, A., Rajania, A. (2015). Study on the Diversity within the Teaching Profession with Particular Focus on Migrant and/or Minority Background. Luxembourg: Publications Office of the European Union. https://doi.org/1010.2766/015763.

Hancock, C. B. (2008). Music Teachers at Risk for Attrition and Migration: An Analysis of the 1999-2000 Schools and Staffing Survey. Journal of Research in Music Education, 56(2) (Jul., 2008), 130-144. 10.2307/40343720.

Hartal, S., Rubin, O. D., Malul, M. (2021). The mobility preferences of ICT knowledge workers: Do second-ranked cities have a chance of attracting them? Journal of Urban Affairs, 45(1), 875-889. https://doi.org/10.1080/07352166.2020.1860676.

Haynsworth, S. B. (2021). Educators on the move: an applied study of literature-based solutions for teacher migration within an exclusive urban school district. Doctors dissertation. Liberty University.

Hough, P. (2018). Understanding Global Security. London: Routledge. doi: 10.4324/9781315191164.

Kahler, M. (2004). Economic security in an era of globalization: definition and provision. The Pacific Review, 17(4), 485-502.

Knorr, K., Trager, F. N. (1977). Economic Issues and National Security. Lawrence: University Press of Kansas.

Shiraishi Shigeaki (2022). The Essential Challenge of “Economic Security”. Asia-Pacific Review, 29(3), 78-91, https://doi.org/10.1080/13439006.2022.2154508

Voloshenko, K. Yu., Lialina, A. V. (2022). Attractiveness of the Kaliningrad region: pull factors and reasons for disappointments of migrants from Russian regions, Balt. Reg., 14(3), 102-128. 10.5922/2078-8555-2022-3-6.

Yemelyanova, L. L., Fidrya, E. E. (2014). Federal Repatriation Programme in the Kaliningrad region: an Assessment of Risks and Opportunities. Balt. Reg., 2, 63-74. 10.5922/2079-8555-2014-2-5.

Yumaguzin, V. V., Vinnik, M. V. (2022). Forecast of Population Size and Demographic Burden in Russia up to 2100, Studies on Russian Economic Development, 33(4), 422-431. 10.1134/S1075700722040141.

Загрузки

Дополнительные файлы

Опубликован

19.02.2024

Как цитировать

Волошенко, К. Ю., Лялина, А. В. и Гуменюк, Л. Г. (2024) «Миграция учителей и ее влияние на экономическую безопасность Калининградской области», Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле, 69(1). doi: 10.21638/spbu07.2024.102.

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)