Геополитический фактор развития транспортных систем

  • Николай Алексеевич Грудцын Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

Аннотация

В статье рассматриваются взаимное влияние геополитического фактора на развитие транспортных систем, пространственные характеристики развития и темпоральной локализации транспортных объектов. Дан ретроспективный анализ формирования транспортных систем с точки зрения геополитического фактора. Выделены основные особенности геополитического фактора и обосновывается необходимость его использования наравне с социальными, экономическими, физико-географическими факторами при изучении развития высокоскоростного железнодорожного движения. Актуализируется вопрос геополитических полей в контексте развития транспортных систем. Исследуется дуальность транспортных систем с точки зрения геополитического фактора.

Ключевые слова:

транспортные системы, железные дороги, высокоскоростное движение, факторы развития, геополитика, регион, управление

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература

1. Тархов С. А. Пространственные закономерности эволюции транспортных сетей: автореф. дис. … д-ра геогр. наук: 25.00.24. М., 2002. 46 с.

2. Yegorov U., Wirl F. Gas transportation, geopolitics and future market structure // Futures. 2011. N 43. P. 1056–1068.

3. Aribogan D. U., Bilgin M. New Energy Order Politics Neopolitics: From Geopolitics to Energeopolitics // ULUSLARARASI ILISKILER-INTERNATIONAL RELATIONS. 2009. Vol. 5, N 20. P. 109–132.

4. Харламова Ю. А. Российский железнодорожный комплекс: геостратегическое измерение // Россия и современный мир. 2009. №1. C. 217–225.

5. Якунин В. И. Развитие транспортной системы и геоэкономические интересы России // Экономические стратегии. 2009. №1. C. 48–55.

6. Крупнов Ю. В. Транссиб «ВЕРСИЯ 2.0» как инструмент восстановления транзитного потенциала и основа выживания России в 2020–2030 гг. // Транспорт Российской Федерации. 2010. № 2. C. 4–6.

7. Киселев И. П. Развитие высокоскоростного железнодорожного движения в России и СССР: автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.10. СПб., 2011. 45 с.

8. Чистобаев А. И. Высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург — Москва и социальная среда межстоличного пространства // Изв. РАН. 1997. №4. С. 76–84.

9. Ратцель Ф. Политическая география (в изложении Л. Синицкого) // Геополитика: Хрестоматия / сост. Б. А. Исаев. СПб.: Питер, 2007. C. 15–36.

10. Маккиндер Х. Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4. C. 30–44.

11. Маккиндер Х. Дж. Демократические идеалы и реальность // Полис. 2011. № 5. C. 133–144.

12. Ден В. Э. Учение Рудольфа Челлена о предмете и задачах геополитики // Известия Русского географического общества. 1997. Т. 129. Вып. 1. С. 26–38. Т. 129. Вып. 2. С. 28–41.

13. Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. М.: Мысль, 2001. 426 c.


15. Воейков А. И. Будет ли Тихий океан главным торговым путем Земного шара? СПб., 1904. 86 с.

16. China statistical yearbook 2014. http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm.


18. Economic Analysis of High Speed Rail in Europe // Fundación BBVA. 2009. P. 132.

19. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. http://static.government.ru/media/files/DkdcT7dHs4fGLrhkK5lk0egvr4rA2QZi.pdf.

20. Levinson D. M. Accessibility impacts of high-speed rail // Journal of Transport Geography. 22. 2012. P. 288–291.

21. Плешаков К. В. Геополитика в свете глобальных перемен // Международная жизнь. 1994. № 10. C. 30–39.



References

1. Tarkhov S. A. Prostranstvennye zakonomernosti evoliutsii transportnykh setei: avtoref. dis. … d-ra geogr. nauk: 25.00.24 [Spatial patterns of evolution of transport networks: Th esis of Doct. Diss. 25.00.24]. Moscow, 2002. 46 p. (In Russian)

2. Yegorov U., Wirl F. Gas transportation, geopolitics and future market structure. Futures, 2011, no. 43, pp. 1056–1068.

3. Aribogan D. U., Bilgin M. New Energy Order Politics Neopolitics: From Geopolitics to Energeopolitics. ULUSLARARASI ILISKILER-INTERNATIONAL RELATIONS, 2009, vol. 5, no. 20, pp. 109–132.

4. Kharlamova Iu. A. Rossiiskii zheleznodorozhnyi kompleks: geostrategicheskoe izmerenie [Russian railroad complex: geostrategic dimension]. Rossiia i sovremennyi mir [Russia and the Modern World], 2009, no. 1, pp. 217–225. (In Russian)

5. Iakunin V. I. Razvitie transportnoi sistemy i geoekonomicheskie interesy Rossii [Development of the transport system and geo-economic interests of Russia]. Ekonomicheskie strategii [Economic strategies], 2009, no. 1, pp. 48–55. (In Russian)

6. Krupnov Iu. V. Transsib “VERSIIa 2.0” kak instrument vosstanovleniia tranzitnogo potentsiala i osnova vyzhivaniia Rossii v 2020–2030 gg. [Transsiberian “version 2.0” as a tool to restore the transit potential of Russia and the basis of survival in 2020 is 2030]. Transport Rossiiskoi Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2010, no. 2, pp. 4–6. (In Russian)

7. Kiselev I. P. Razvitie vysokoskorostnogo zheleznodorozhnogo dvizheniia v Rossii i SSSR: avtoref. dis. … d-ra ist. nauk: 07.00.10 [The development of high-speed rail traffic in Russia and the USSR: Thesis of Doct. Diss. 07.00.10]. St. Petersburg, 2011. 45 p. (In Russian)

8. Chistobaev A. I. Vysokoskorostnaia magistral’ Sankt-Peterburg — Moskva i sotsial’naia sreda mezhstolichnogo prostranstva [High-speed line St Petersburg — Moscow and the social environment of territory between two capitals]. Izv. RAN [Izv. RAS], 1997, no. 4, pp. 76–84. (In Russian)

9. Rattsel’ F. Politicheskaia geografiia (v izlozhenii L. Sinitskogo) [Political geography (as presented by L. Sinitsky)]. Geopolitika: Khrestomatiia [Geopolitics: Chrestomathy]. Comp. B. A. Isaev. St. Petersburg, Piter, 2007, pp. 15–36. (In Russian)

10. Makkinder Kh. Dzh. Geografi cheskaia os’ istorii [Geographical Pivot of History]. Polis, 1995, no. 4, pp. 30–44. (In Russian)

11. Makkinder Kh. Dzh. Demokraticheskie idealy i real’nost’ [Democratic Ideals and Reality]. Polis, 2011, no. 5, pp. 133–144. (In Russian)

12. Den V. E. Uchenie Rudol’fa Chellena o predmete i zadachakh geopolitiki [The teachings of Rudolf Kallen on the subject and geopolitical problems]. Izvestiia Russkogo geografi cheskogo obshchestva [Izvestia of the Russian Geographical Society], vol. 129, issue 1, 1997, pp. 26–38, vol. 129, issue 2, 1997, pp. 28–41. (In Russian)

13. Khauskhofer K. O geopolitike. Raboty raznykh let [About geopolitics. The works of various years]. Moscow, Mysl’ Publ., 2001. 426 p. (In Russian)


15. Voeikov A. I. Budet li Tikhii okean glavnym torgovym putem Zemnogo shara? [Will the Pacifi c Ocean be the main trade route in the World?]. St. Petersburg, 1904. 86 p. (In Russian)

16. China statistical yearbook 2014. http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2014/indexeh.htm.


18. Economic Analysis of High Speed Rail in Europe. Fundación BBVA, 2009, pp. 132.

19. Strategiia razvitiia zheleznodorozhnogo transporta v RF do 2030 goda [Strategy of development of railway transport in the Russian Federation until 2030]. http://static.government.ru/media/files/DkdcT7dHs4fGLrhkK5lk0egvr4rA2QZi.pdf. (In Russian)

20. Levinson D. M. Accessibility impacts of high-speed rail. Journal of Transport Geography, 22, 2012, pp. 288–291.

21. Pleshakov K. V. Geopolitika v svete global’nykh peremen [Geopolitics in the light of global changes]. Mezhdunarodnaia zhizn’ [International Affairs], 1994, no. 10, pp. 30–39. (In Russian)
Опубликован
2016-12-01
Как цитировать
Грудцын, Н. А. (2016) «Геополитический фактор развития транспортных систем», Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле, (4), сс. 134-143. doi: 10.21638/11701/spbu07.2016.411.
Выпуск
Раздел
География