Корпоративные стратегии пространственного развития складской недвижимости ритейлеров в Московской агломерации

Авторы

  • Михаил Алексеевич Макушин МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1 https://orcid.org/0000-0001-6850-2005
  • Екатерина Александровна Черепанова МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1 https://orcid.org/0009-0008-2662-853X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu07.2024.302

Аннотация

Быстрый рост транспортно-логистического комплекса городских агломераций вынуждает крупные компании изменять пространственные стратегии развития складских сетей исходя из текущих тенденций. Таким образом, происходит трансформация факторов размещения складских объектов. В данной статье исследуются общие и специфические черты пространственного развития складских сетей крупнейших розничных и онлайн-ритейлеров в постсоветский период на примере Московской агломерации. Новизна работы состоит как в сравнительном анализе и типологизации стратегий развития складских сетей, так и в исследовании сдвигов в их территориальном развитии. Информационной базой исследования стала авторская база данных складских объектов корпораций, собранная на основе открытых источников. Выявлено два разнонаправленных тренда. Первый – сдвиг нового строительства на периферию Московской агломерации, в зону влияния Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), и увеличение средней площади складских объектов. Второй – развитие сети небольших складских объектов (сортировочные центры, дарксторы) в ядре агломерации, вблизи или внутри Московской кольцевой автодороги (МКАД). Определены территориальные сдвиги в размещении новых складских объектов как для онлайн-ритейлеров, так и для розничных ритейлеров, работающих в основном в офлайн-сегменте. Онлайн-ритейлеры перешли от стратегии размещения складов вблизи аэропортов к размещению крупного склада в каждом секторе Московской агломерации. Для розничных ритейлеров определяющим фактором размещения остается близость к автомагистралям (ранее – магистральным шоссе, сейчас – пересечениям магистрального шоссе и ЦКАД/А-107 или А-108) с возможностью расширения зоны обслуживания до всех регионов ЦФО. Исходя из полученных результатов, предложена типология стратегий пространственного развития складских сетей крупнейших ритейлеров региона. Проведенный анализ дает представление о современных тенденциях в пространственных стратегиях развития корпоративных складских сетей в Московской агломерации, что может найти применение в прогнозировании и территориальном планировании и для других крупногородских агломераций, исходя из концепции диффузии инноваций.

Ключевые слова:

логистический комплекс, Московская агломерация, склад, онлайн-ритейл, классический ритейл, логистический оператор

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Михаил Алексеевич Макушин, МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1

PhD Student, Department of Economic and Social Geography of Russia,
Lead Engineer, Laboratory of Regional Analysis and Political Geography,
Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University.

Библиографические ссылки

Аксенов, К. Э. (2022). Цифровая трансформация и пространственная организация непищевого ритейла в российском городе. Известия Русского географического общества, 154 (4), 22-38. https://doi.org/10.31857/S0869607122040024

Аксенов, К. Э., Красковская, О. В., Ренни, Ф. М. (2022). Пространственная организация новых форм онлайн-торговли продуктами питания и готовой едой в крупном российском городе. Балтийский регион, 14 (3), 28-48. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-3-2

Бабурин, В. Л., Горлов, В. Н., Шувалов, В. Е. (1985). Совершенствование территориальной структуры Московского региона. Экономико-географические аспекты. Вестник Московского ун-та. Серия 5. География, 1, 26 - 31.

Бабурин, В. Л., Горлов, В. Н., Шувалов, В. Е. (1988). Роль и основные функции внешней зоны в территориальной структуре Московского региона. Вестник Московского ун-та. Серия 5. География, 4, 24-30.

Белотелов, Е., Мухитдинов, Д., Проценко, О. (1991). Переход к рынку средств производства на основе оптовой торговли. Ташкент: Мехнат.

Бугроменко, В. Н. (1987). Транспорт в территориальных системах. М.: Наука.

Домнина, С. В. и Левина, Т. В. (2017). Транспортно-логистическая система Московской агломерации: анализ состояния и перспективы развития. Логистика и управление цепями поставок, 5, 51-70.

Дыбская, В. В. (2021). Логистика складирования: учебник. М.: Инфра-М.

Дыбская, В. В., Зайцев, Е. И., Сергеев, В. И., Стерлигова, А. Н. (2014). Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник для МВА. М.: Эксмо.

Егоров, Е. Г. и Лищенюк, С. Н. (1987). Методологические аспекты исследований экономики Севера. Новосибирск: Наука.

Макушин, М. А. и Горячко, М. Д. (2022). Географические закономерности развития складской недвижимости Московской агломерации. Региональные исследования, 1, 17-30.

Маликов, О. Б. и Малкович, А. Р. (1989). Склады промышленных предприятий. Л.: Машиностроение.

Плужников, К. И. (1999). Транспортное экспедирование: учебник для вузов. М.: РосКонсульт.

Прокофьева, Т. А., Карнаухов, С. Б., Архипов, А. П. (2011). Развитие логистической инфраструктуры в Московском транспортном узле. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 4, 70-83.

Прокофьева, Т. А. и Роздобудько, Н. К. (1986). Эффективность развития транспорта в районах нового освоения. М.: Транспорт.

Сергеев, В. И. и Эльяшевич, П. А. (1990). Организация снабжения автопредприятий экономического региона материальными ресурсами в условиях перехода к рынку. В: Щетина В. А., ред., Развитие хозрасчетных отношений на предприятиях автомобильного транспорта: сб. науч. трудов. Л.: ЛИЭИ, 139-143.

Смехов, А. А. (1987). Автоматизированные склады. М.: Машиностроение.

Dablanc, L. and Rakotonarivo, D. (2010). The impacts of logistics sprawl: How does the location of parcel transport terminals affect the energy efficiency of goods’ movements in Paris and what can we do about it? Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2 (3), 6087-6096.

Dablanc, L., Ogilvie, S., Goodchild, A. (2014). Logistics sprawl: differential warehousing development patterns in Los Angeles, California, and Seattle, Washington. Transportation Research Record, 2410 (1), 105-112.

Friedmann, J. (1966). Regional Development Policy: A Case Study of Venezuela. Cambridge: MIT Press. Glasmeier, A. K. and Kibler, J. (1996). Power shift: the rising control of distributors and retailers in the supply chain for manufactured goods. Urban Geography, 17 (8), 740-757.

Goover, E. (1938). The Location of Economic Activity. New York: McGraw Hill Book Company.

IBC Real Estate (2023). Складская недвижимость России 2023. [online] Доступно на: https://ibcrealestate.ru/research/2023-q3-skladskaya-nedvizhimost-rossii/[Дата доступа 18.02.2024].

Kolko, J. (2010). Urbanization, agglomeration, and coagglomeration of service industries. В: Glaeser E. L., ed., Agglomeration economics. Chicago: The University of Chicago Press, 151-180.

McKinnon, A. (2009). Logistics and land: the changing land use requirements of logistical activity. In: 14th Annual Logistics Research Network Conference, 767-775.

Prologis (2020). Logistics Real Estate Sizing the Retail Conversion Opportunity [online]. Доступно на: https://www.prologis.com/logistics-industry-research/logistics-real-estate-sizing-retail-conversion-opportunity [Дата доступа 01.12.2022].

Rivera, L., Sheffi, Y., Welsch, R. (2014). Logistics agglomeration in the US. Transportation Research. Part A: Policy and Practice, 59, 222-238.

Sakai, T., Kawamura, K., Hyodo, T. (2015). Locational dynamics of logistics facilities: Evidence from Tokyo. Journal of Transport Geography, 46, 10-19.

Woudsma, C., Jakubicek, P., Dablanc, L. (2016). Logistics sprawl in North America: methodological issues and a case study in Toronto. Transportation Research Procedia, 12, 474-488.

Yang, Z., Chen, X., Pan, R., Yuan, Q. (2022). Exploring location factors of logistics facilities from a spatiotemporal perspective: A case study from Sh

Загрузки

Опубликован

21.07.2024

Как цитировать

Макушин, М. А. и Черепанова, Е. А. (2024) «Корпоративные стратегии пространственного развития складской недвижимости ритейлеров в Московской агломерации», Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле, 69(3). doi: 10.21638/spbu07.2024.302.

Выпуск

Раздел

Статьи

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)