Корпоративные стратегии пространственного развития складской недвижимости ритейлеров в Московской агломерации
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu07.2024.302Аннотация
Быстрый рост транспортно-логистического комплекса городских агломераций вынуждает крупные компании изменять пространственные стратегии развития складских сетей исходя из текущих тенденций. Таким образом, происходит трансформация факторов размещения складских объектов. В данной статье исследуются общие и специфические черты пространственного развития складских сетей крупнейших розничных и онлайн-ритейлеров в постсоветский период на примере Московской агломерации. Новизна работы состоит как в сравнительном анализе и типологизации стратегий развития складских сетей, так и в исследовании сдвигов в их территориальном развитии. Информационной базой исследования стала авторская база данных складских объектов корпораций, собранная на основе открытых источников. Выявлено два разнонаправленных тренда. Первый – сдвиг нового строительства на периферию Московской агломерации, в зону влияния Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), и увеличение средней площади складских объектов. Второй – развитие сети небольших складских объектов (сортировочные центры, дарксторы) в ядре агломерации, вблизи или внутри Московской кольцевой автодороги (МКАД). Определены территориальные сдвиги в размещении новых складских объектов как для онлайн-ритейлеров, так и для розничных ритейлеров, работающих в основном в офлайн-сегменте. Онлайн-ритейлеры перешли от стратегии размещения складов вблизи аэропортов к размещению крупного склада в каждом секторе Московской агломерации. Для розничных ритейлеров определяющим фактором размещения остается близость к автомагистралям (ранее – магистральным шоссе, сейчас – пересечениям магистрального шоссе и ЦКАД/А-107 или А-108) с возможностью расширения зоны обслуживания до всех регионов ЦФО. Исходя из полученных результатов, предложена типология стратегий пространственного развития складских сетей крупнейших ритейлеров региона. Проведенный анализ дает представление о современных тенденциях в пространственных стратегиях развития корпоративных складских сетей в Московской агломерации, что может найти применение в прогнозировании и территориальном планировании и для других крупногородских агломераций, исходя из концепции диффузии инноваций.
Ключевые слова:
логистический комплекс, Московская агломерация, склад, онлайн-ритейл, классический ритейл, логистический оператор
Скачивания
Библиографические ссылки
Аксенов, К. Э. (2022). Цифровая трансформация и пространственная организация непищевого ритейла в российском городе. Известия Русского географического общества, 154 (4), 22-38. https://doi.org/10.31857/S0869607122040024
Аксенов, К. Э., Красковская, О. В., Ренни, Ф. М. (2022). Пространственная организация новых форм онлайн-торговли продуктами питания и готовой едой в крупном российском городе. Балтийский регион, 14 (3), 28-48. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-3-2
Бабурин, В. Л., Горлов, В. Н., Шувалов, В. Е. (1985). Совершенствование территориальной структуры Московского региона. Экономико-географические аспекты. Вестник Московского ун-та. Серия 5. География, 1, 26 - 31.
Бабурин, В. Л., Горлов, В. Н., Шувалов, В. Е. (1988). Роль и основные функции внешней зоны в территориальной структуре Московского региона. Вестник Московского ун-та. Серия 5. География, 4, 24-30.
Белотелов, Е., Мухитдинов, Д., Проценко, О. (1991). Переход к рынку средств производства на основе оптовой торговли. Ташкент: Мехнат.
Бугроменко, В. Н. (1987). Транспорт в территориальных системах. М.: Наука.
Домнина, С. В. и Левина, Т. В. (2017). Транспортно-логистическая система Московской агломерации: анализ состояния и перспективы развития. Логистика и управление цепями поставок, 5, 51-70.
Дыбская, В. В. (2021). Логистика складирования: учебник. М.: Инфра-М.
Дыбская, В. В., Зайцев, Е. И., Сергеев, В. И., Стерлигова, А. Н. (2014). Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник для МВА. М.: Эксмо.
Егоров, Е. Г. и Лищенюк, С. Н. (1987). Методологические аспекты исследований экономики Севера. Новосибирск: Наука.
Макушин, М. А. и Горячко, М. Д. (2022). Географические закономерности развития складской недвижимости Московской агломерации. Региональные исследования, 1, 17-30.
Маликов, О. Б. и Малкович, А. Р. (1989). Склады промышленных предприятий. Л.: Машиностроение.
Плужников, К. И. (1999). Транспортное экспедирование: учебник для вузов. М.: РосКонсульт.
Прокофьева, Т. А., Карнаухов, С. Б., Архипов, А. П. (2011). Развитие логистической инфраструктуры в Московском транспортном узле. РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 4, 70-83.
Прокофьева, Т. А. и Роздобудько, Н. К. (1986). Эффективность развития транспорта в районах нового освоения. М.: Транспорт.
Сергеев, В. И. и Эльяшевич, П. А. (1990). Организация снабжения автопредприятий экономического региона материальными ресурсами в условиях перехода к рынку. В: Щетина В. А., ред., Развитие хозрасчетных отношений на предприятиях автомобильного транспорта: сб. науч. трудов. Л.: ЛИЭИ, 139-143.
Смехов, А. А. (1987). Автоматизированные склады. М.: Машиностроение.
Dablanc, L. and Rakotonarivo, D. (2010). The impacts of logistics sprawl: How does the location of parcel transport terminals affect the energy efficiency of goods’ movements in Paris and what can we do about it? Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2 (3), 6087-6096.
Dablanc, L., Ogilvie, S., Goodchild, A. (2014). Logistics sprawl: differential warehousing development patterns in Los Angeles, California, and Seattle, Washington. Transportation Research Record, 2410 (1), 105-112.
Friedmann, J. (1966). Regional Development Policy: A Case Study of Venezuela. Cambridge: MIT Press. Glasmeier, A. K. and Kibler, J. (1996). Power shift: the rising control of distributors and retailers in the supply chain for manufactured goods. Urban Geography, 17 (8), 740-757.
Goover, E. (1938). The Location of Economic Activity. New York: McGraw Hill Book Company.
IBC Real Estate (2023). Складская недвижимость России 2023. [online] Доступно на: https://ibcrealestate.ru/research/2023-q3-skladskaya-nedvizhimost-rossii/[Дата доступа 18.02.2024].
Kolko, J. (2010). Urbanization, agglomeration, and coagglomeration of service industries. В: Glaeser E. L., ed., Agglomeration economics. Chicago: The University of Chicago Press, 151-180.
McKinnon, A. (2009). Logistics and land: the changing land use requirements of logistical activity. In: 14th Annual Logistics Research Network Conference, 767-775.
Prologis (2020). Logistics Real Estate Sizing the Retail Conversion Opportunity [online]. Доступно на: https://www.prologis.com/logistics-industry-research/logistics-real-estate-sizing-retail-conversion-opportunity [Дата доступа 01.12.2022].
Rivera, L., Sheffi, Y., Welsch, R. (2014). Logistics agglomeration in the US. Transportation Research. Part A: Policy and Practice, 59, 222-238.
Sakai, T., Kawamura, K., Hyodo, T. (2015). Locational dynamics of logistics facilities: Evidence from Tokyo. Journal of Transport Geography, 46, 10-19.
Woudsma, C., Jakubicek, P., Dablanc, L. (2016). Logistics sprawl in North America: methodological issues and a case study in Toronto. Transportation Research Procedia, 12, 474-488.
Yang, Z., Chen, X., Pan, R., Yuan, Q. (2022). Exploring location factors of logistics facilities from a spatiotemporal perspective: A case study from Sh
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.