Оценка обеспеченности транспортной сетью регионов Северо-Восточного Кавказа для целей рекреации и туризма
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu07.2024.402Аннотация
Цель исследования – оценить уровень обеспеченности транспортной сетью регионов Северо-Восточного Кавказа с точки зрения доступности территории для развития рекреации и туризма. Обоснована важная роль транспортной инфраструктуры в эффективном развитии туристской индустрии в трудах отечественных и зарубежных ученых. Оценка обеспеченности территории Северо-Восточного Кавказа транспортными путями в региональном измерении на основе расчетов плотности путей сообщения, коэффициентов Энгеля и Гольца выявила самые низкие их значения в Республике Дагестан, а самые высокие – в Республике Ингушетия. Чеченская Республика демонстрирует средний уровень развитости транспортной сети среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа. С использованием геоинформационной системы QGIS была рассчитана плотность дорожной сети. На основании полученных расчетов проведена типологизация муниципальных районов Северо-Восточного Кавказа и построена карта. Выделены пять групп районов по обеспеченности транспортной сетью – от низкой до высокой. На долю районов, в которых максимально развита транспортная сеть, приходится лишь 10% исследуемой территории. Большая часть территории (67%) слабо обеспечена транспортной сетью. Эти районы расположены в горной зоне на юге региона и в обширной полупустынной зоне на севере. Особо остро проблема обеспеченности дорожной сетью характерна для высокогорных районов. Процесс транспортного освоения здесь сопряжен со значительными трудностями в силу физико-географических особенностей. Однако туристско-рекреационное значение данных районов велико ввиду наличия многочисленных уникальных объектов природного и культурного наследия. В последние годы наблюдается положительная динамика туристских потоков в исследуемые регионы. В сохранении сложившихся тенденций и в эффективном развитии внутреннего и международного туризма важная роль авторами отводится модернизации транспортной инфраструктуры, особенно в горных и высокогорных районах со значительным туристско-рекреационным потенциалом, что в перспективе будет иметь существенный социальный и экономический эффект. Результаты исследования могут найти применение в планировании развития транспортных систем и в разработке региональных транспортных стратегий на Северо-Восточном Кавказе.
Ключевые слова:
транспортная сеть, горные регионы, туризм, рекреация, инфраструктура, Северо-Восточный Кавказ
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.