Пространственная динамика развития южнокорейского судостроения

Авторы

  • Федор Михайлович Чернецкий Географический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, Географический факультет, Россия, Москва, Ленинские горы, 1, 119991; Институт экономики РАН, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 32, 117218 https://orcid.org/0000-0001-7086-8663

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu07.2024.303

Аннотация

Республика Корея с 1980-х гг. заняла одну из лидирующих позиций на мировом судостроительном рынке, оттеснив европейских и японских конкурентов. На отрасль приходится 3–9% экспорта страны и занятых в промышленности. Масштабы южнокорейского судостроения обеспечивают ему внутреннее разнообразие, достаточное для того, чтобы в данном исследовании проследить пространственную динамику отрасли через призму разнообразных траекторий развития отдельных центров, зависящих от их внутренних характеристик. Цель исследования — определить особенности развития разных южнокорейских судостроительных центров и их групп. Для этого используется промышленная статистика в разрезе регионов и муниципалитетов, информация судостроительных компаний и регулирующих органов. Предполагается, что траектории развития судостроительных центров в основном зависят от размеров и степени диверсификации компаний и промышленности в них, обуславливающих их способность преодолевать регулярные отраслевые циклы. Во время каждого подъёма в отрасли формируются новые компании и предприятия, осваивающие растущий рынок, а регулярные кризисы способствуют банкротству и поглощению наименее конкурентоспособных производителей. Наибольшим колебаниям из-за изменений конъектуры на глобальных рынках подвержены малые, специализированные центры, небольшие судостроители которых оказываются неспособными поддерживать объёмы производства и занятости во время очередного отраслевого кризиса. К ним же можно отнести и молодые центры вне промышленных районов, традиционно специализирующихся на судостроении, издержки для производства в которых слишком высоки. Меньшее влияние последствий регулярных спадов в отрасли испытывает группа крупнейших центров, верфи в которых принадлежат многопрофильным промышленным конгломератам, обладающим большей, чем небольшие специализированные фирмы, устойчивостью и значимостью для экономики страны, что гарантирует им обильную государственную поддержку. Самая стабильная группа — центры с развитой обрабатывающей промышленностью, где судостроение присутствует лишь как одна из множества отраслей, а основа специализации судостроения — производство комплектующих для соседних крупных центров.

Ключевые слова:

судостроение, Республика Корея, экономическая география, экономические циклы, география промышленности, промышленные центры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Amsden, A. H. (1992). Asia’s next giant: South Korea and late industrialization. Oxford: Oxford University Press on Demand.

Bruno, L. and Tenold, S. (2011). The Basis for South Korea’s Ascent in the Shipbuilding Industry, 1970-1990. The Mariner’s Mirror, 97 (3), 201-217. https://doi.org/10.1080/00253359.2011.10708948

Cornel, G., Filip, N., Catalin, P. (2013). Crisis Effects on Shipbuilding Market. Ovidius University Annals. Series Economic Sciences, 13 (2), 31-34.

Eich-Born, M. and Hassink, R. (2005). On the battle between shipbuilding regions in Germany and South Korea. Environment and Planning A, 37 (4), 635-656. https://doi.org/10.1068/a37122

Ferrari, C., Marchese, M., Tei, A. (2018). Shipbuilding and economic cycles: a non-linear econometric approach. Maritime Business Revie, 3 (2), 112-127. https://doi.org/10.1108/MABR-01-2018-0002

Hassink, R. and Shin, D. H. (2005). South Korea’s shipbuilding industry: From a couple of cathedrals in the desert to an innovative cluster. Asian Journal of Technology Innovation, 2, 133-155. https://doi.org/10.1080/19761597.2005.9668611

Hsu, J., Gimm, D. W., Glassman J. (2018). A tale of two industrial zones: A geopolitical economy of differential development in Ulsan, South Korea, and Kaohsiung, Taiwan. Environment and Planning A: Economy and Space, 50 (2), 457-473. https://doi.org/10.1177/0308518X16680212

Jacobs, A. J. (2011). Ulsan, South Korea: A global and nested “great” industrial city. The Open Urban Studies Journal, 4 (1), 8-20. https://doi.org/10.2174/1874942901104010008

Kim, B. and Vogel, E., eds (2011). The Park Chung Hee Era: The Transformation of South Korea. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Lim, C., Kim, Y., Lee, K. (2017). Changes in industrial leadership and catch-up by latecomers in shipbuilding industry. Asian Journal of Technology Innovation, 25 (1), 61-78. https://doi.org/10.1080/19761597.2017.1302537

Peer Review of the Korean Shipbuilding Industry and Related Government Policies (2015). OECD. [online] Available at: https://one.oecd.org/document/c/wp6(2014)10/final/en/pdf [Accessed 10.02.2024].

Report From the Commission to the Council on the Situation in World Shipbuilding (1999). Commission of the European Communities. [online] Available at: http://aei.pitt.edu/4106/1/4106.pdf [Accessed 10.02.2024].

Shin, K. and Ciccantell, P. S. (2009). The steel and shipbuilding industries of South Korea: Rising East Asia and globalization. Journal of World-Systems Research, 15 (2), 167-192. https://doi.org/10.5195/jwsr.2009.316

Shin, D. and Hassink, R. (2011). Cluster life cycles: the case of the shipbuilding industry cluster in South Korea. Regional Studies, 45 (10), 1387-1402. https://doi.org/10.1080/00343404.2011.579594

Sletmo, G. K. (1989). Shipping’s fourth wave: ship management and Vernon’s trade cycles. Maritime Policy and Management, 16 (4), 293-303. https://doi.org/10.1080/03088838900000049

Soo, K. (2017). Race in the Shipbuilding Industry: Cases of South Korea, Japan and China. The International Journal of East Asian Studies, 6 (1), 65-81. https://doi.org/10.22452/IJEAS.vol6no1.5

Soo, K. (2020). State Support and Competitiveness of Industry: Case of Shipbuilding Industry in Korea. The International Journal of East Asian Studies, 9 (1), 48-60. https://doi.org/10.22452/IJEAS.vol9no1.4

Van Klink, A. and De Langen, P. (2001). Cycles in industrial clusters: the case of the shipbuilding industry in the Northern Netherlands. Tijdschrift voor economische en sociale geografie, 92 (4), 449-463. https://doi.org/10.1111/1467-9663.00171

Woo, Y. S. (2003). Growth of Korean Shipbuilding-Allied Industries and Regional Implications. Journal of The Korean Association of Regional Geographers [우연섭 우리 나라 조선관련산업의 성장과 지역 적 함의 한국지역지리학회지 = У, Ё. Рост судостроения в Корее и его региональные послед-ствия. Журнал Корейского регионального географического общества], 9 (1), 53-65. (In Korean; на кор. яз.)

Woo, Y. S. (2005). A Study on the Restructuring of Shipbuilding Industry and the Structure of Community Cooperation - The Case of Sinhyeon-eup in Geoje. Journal of the Korean Geographical Society [우연섭 조선산업 구조조정과 지역사회 협력구조에 관한 연구-거제시 신현읍을 사례로 한 국지역지리학회지 = У, Ё. Реструктуризация судостроительной промышленности и кооперативная структура местного сообщества: пример Шинхёна (Кодже). Журнал Корейского географического общества], 40 (4), 402-415. (In Korean; на кор. яз.)

Загрузки

Опубликован

21.07.2024

Как цитировать

Чернецкий, Ф. М. (2024) «Пространственная динамика развития южнокорейского судостроения», Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле, 69(3). doi: 10.21638/spbu07.2024.303.

Выпуск

Раздел

Статьи